Квента (от эльфийского kven – говорить, рассказывать) – небольшой рассказ, описывающий личность персонажа. Он содержит краткую историю персонажа, а также описание событий, которые предшествовали его появлению в игровом мире. Квента является немаловажной частью отыгрыша персонажа, поскольку в ней содержатся установки на дальнейшие действия и поведение игрока. Самый распространенный ее вид - краткая биография, в которой указаны обстоятельства при которых персонаж родился, событие, или несколько событий, из-за которых игрок оказался в определенном месте, и в определенное время. Квента пишется для того, что бы игрок представил, кого он будет отыгрывать, кто его персонаж, как он будет себя вести в различных ситуациях. Так же она помогает другим игрокам понять как лучше контактировать с тем или иным персонажем, что он из себя представляет. Прежде чем писать квенту, нужно выбрать модель поведения персонажа, а затем уже развивать её деталями, уникальностями. То есть "нанизывать на нитку, на ось - бусинки. Какой бы характер вы не придумали, он попадет под одно из определений, которые называют еще "архетипами".
Основные типы персонажей - архетипы:
Добрые архетипы
Абсолютно-добрый, законный добрый:
Lawful Good - абсолютно положительный персонаж, соблюдающий все законы и правила, окружающие его. Персонаж ну просто никак не может не поступать по-доброму. Он не убьет безоружного или постарается любым способом решить конфликт без кровопролития. Он не будет устраивать геноцид разумной расы, лишь потому, что кто-то там ему что-то указал. То есть, например, идти бить оборотней, лишь потому что военачальник крепости так указал. Такие события вызовут протест у персонажа. Абсолютно добрый обязательно поможет всем и каждому на своем пути, предпочтет выгоду ближнего - своей выгоде, отдаст последний кинар неимущему, хотя самому не на что есть. Самый типичный пример такого мировоззрения это паладин (его поступки всегда могут служить примером добра и закона). Честный и усердно работающий крепостной, добрый и мудрый король, суровый, но справедливый министр правосудия - так же примеры законопослушных добрых людей.
Нейтрально-добрый:
Neutral Good - персонаж добр, поможет нуждающемуся, но по просьбе (абсолютно добрый только увидя факт, что кто то-то нуждается в помощи побежал бы не разбираясь выручать и помогать). Рассудителен, при возможности сделать добро - сделает его, но это стремление к добру не фанатично, не критично. Его жизненная позиция менее активна, но направлена на творение добра и помощь окружающим. В усиленном варианте это ненасилие, бесконечная помощь всем и каждому и всепрощение, которое и отделяет его от LG, считающего, что недостойный человек должен быть не оправдан обстоятельствами, а наказан. Примеры: просто NG - обыкновенный добрый человек, крайняя степень NG - мать Тереза). Йозан, священник, помогающий ближним в их нуждах, нейтрально-добр.
Хаотично-добрый:
Хаотичный добрый Chaotic Good - они не соблюдают окружающих их правил, опираясь в основном на законы своего собственного мира. Иногда они вызывают раздражение у окружающих, благодаря своей заносчивости и излишней уверенности в себе. Как бы то ни было, они, безусловно, положительные персонажи. Хаотические добрые персонажи сильные индивидуалисты, отмеченные чертой доброты и благожелательности. Они верят во все достоинства добра и справедливости, но законы и правила им ни к чему. Их действия направляются по их собственному моральному компасу, хотя и доброму, но не всегда целиком согласному с остальным обществом. Они творят добро так, как они его понимают. Храбрый первопроходец, вечно идущий вперёд, в то время как поселенцы следуют за ним, Робин Гуд, Конан-Варвар - пример хаотического доброго персонажа.
Нейтральные архетипы
Абсолютно-нейтральный, законный нейтральный:
Lawful Neutral - персонаж поступает исключительно так, как велит закон. Он логичен и холоден, не слушает свои эмоции, но послушает зов своей выгоды. Закон, моральные нормы, установленные традиции - очень значимы для него. Такого персонажа можно назвать "судьей", чувство закона и справедливости огромно! Он не добр, не зол, всегда на границе, "серый страж", не белый и не черный, не добрый и не злой. В любом решении, на любую цену и последствия - решает закон! За законом уже идут личные нужды и логика, а эмоции и абстрактные понятия "Добра" и "Зла" вообще почти не колеблют. Порядок и организация являются вещами первостепенной важности для персонажей с данным характером. Инквизитор, решивший любой ценой преследовать изменников, или солдат, никогда не обсуждающий отданных ему приказаний, самурай с его жестким кодексом - примеры законопослушного нейтрального поведения.
Колеблющейся-нейтральный, истинный нейтральный:
True Neutral – такой персонаж не хочет, а скорее не может по причине слабой силы воли или в силу каких-то обстоятельств выбрать между добром и злом, брать на себя какую-то ответственность, у него все как-то "вроде", "может быть", средненько и не решительно. В выборе между поступить по-доброму или по-злому - персонаж сделает так как легче, удобней ему самому. Персонаж такого типа (не способный выбирать) считает, что добро лучше зла, но по каким-либо причинам не может или не хочет следовать путём добра, когда этот путь требует от него каких-либо затрат, будь то деньги или необходимость подвергать свою жизнь опасности ради других. По причине слабой воли, колеблющиеся нейтралы не бегут умирать «на штыки» с криками «за Асмодею!», «за Элиос!», а пойдут в атаку, где-то в средних рядах, не отступая, но и не рвясь умереть. Такой персонаж предпочтёт жить среди добрых соседей и с добрым королём. Вполне возможно, он будет защищать таких соседей и короля, однако вряд ли добровольно отдаст за них свою жизнь. Однако существует и другой тип нейтралов — персонажи, посвятившие себя философии нейтральности. Эти персонажи видят в добре, зле, порядке и хаосе опасные крайности и считают, что путь нейтральности это наиболее сбалансированный путь «для долгой дороги». Миали, маг, посвятившая себя полностью своему искусству, нейтральна.
Хаотично-нейтральный:
Chaotic Neutral - совершенно непредсказуемые и необъяснимые персонажи. Они могут быть и добрыми, и злыми, ведомыми неведомыми силами. Характерным примером могут быть безумцы и лунатики. "Зачем решать что-либо долгими спорами если можно бросить монетку?" Хаотические нейтральные персонажи считают, что порядка ни в чём нет, в том числе и в их действиях. Следуя этому принципу, они стремятся потакать любой своей причуде, которая взбредёт в голову. Добро и зло неуместны при принятии решения... Такие персонажи могут охотно и без видимой причины поставить всё, что у них есть, на один бросок кубика. Хаотично-нейтральный персонаж следует своим капризам. Он законченный индивидуалист. Он ценит свою свободу, но не считает себя обязанным защищать свободу других. Он не любит подчиняться или ограничивать себя в чём-либо, не чтит традиции. Свобода - вот главная ценность такого персонажа. Он не обменяет свою свободу ни на что в мире, у него уникальное зрение на любое явление и есть только 2 позиции, его мнение и неправильное. Нейтральность тут - воинственная, бурлящая, экспрессивная, то есть свою нейтральность персонаж готов отстаивать, это его сокровище, его ценность, его свобода! По своему определению хаотично-нейтральные персонажи не вступают в общественные организации и легионы, просто по своей сути, они не готовы расстаться со свободой ради примыкания к кому-то. Хаотично нейтральные персонажи хоть и могут разрушать общественные организации, но если и делают это, то не для установления общемировой анархии. Для этого нужна мотивация – либо добрая (чтобы все жили свободно) либо злая (разделить людей и посеять между ними вражду). Отличный пример хаотичного нейтрала - персонажи из советского мультфильма "Бременские музыканты". Дэвис, странствующий бард, зарабатывающий себе на жизнь своим остроумием, хаотично-нейтрален. Помните, что хотя хаотично-нейтральный персонаж порой непредсказуем, но всё же не станет переплывать бурную реку, если можно безопасно перейти её по мосту.
Lawful Evil — персонаж поступит всегда так, как ему выгодно, нужно, хочется, но он учитывает закон, порядок и даже моральные нормы в свою меру. Дело в том, что абсолютно злой персонаж, в своих собственных глазах не видит себя злодеем. Он считает себя гением, высшим существом, хитрецом, кем угодно, но только не швалью, злодеем или маньяком, он намного выше этого в своих глазах. Дабы пользоваться таким самооправданием в своих же глазах - нужно что бы окружающие видели в нем только хорошее. Он заботится о соблюдении традиций и законов, но не о свободе и нуждах других. Он «играет по правилам», но никогда не проявляет милосердия и сострадания. Он стремится заполучить власть, но также может быть верным слугой своего Хозяина. Он судит об окружающих не по их поступкам, а по их расе, религиозной принадлежности и положении на социальной лестнице. Он старается не нарушать законы и обещания — это объясняется частично его природой, а частично тем, что законы, если их не нарушать, неплохо защищают от недоброжелателей. Персонаж показушный, на людях — блюститель закона, а в темном углу в подворотне вонзит между лат в щель длинный отравленный кинжал, и из кожи вон вылезет дабы об этом не узнали. При отыгрыше персонажа - хороша фальшь, ложь, лесть, предательство, кидание, но и ценность собственной репутации. Поступив плохо, он будет стараться это скрыть. У персонажа есть свои представления о чести, репутации, нет его ни в коем случае не терзают злые поступки (не путайте с нейтральными), но его будет терзать удар по его репутации. Люди вокруг него - толпа для лидера, массы, которые он поведет. Пытки и насилие нормальные методы, которые, как правило, гарантированно дают успех. Некоторые из них могут посвятить всю свою жизнь распространению зла по миру. Примеры: тираны, так называемые адвокаты дьявола, из героев хороший пример — Дарт Вейдер. У некоторых ортоксально-злых персонажей бывают табу — например, кто-то принципиально не совершает хладнокровных убийств (что не помешает ему нанять убийцу для обхода этой проблемы), или, скажем, не трогает детей. Эти табу заводятся из-за того, что ортодоксально-злые персонажи считают себя выше беспринципных злодеев и думают, что подобные проявления благородства причисляют их к «высшей касте» злодеев. Некоторые ортодоксально-злые персонажи фанатично преданы идее зла, так же как паладины, например, преданы идее добра. Такие персонажи получают удовольствие, причиняя боль другим и распространяя зло вокруг себя. Иногда распространение зла является платой злому божеству или другому хозяину. Ортодоксально-злых персонажей иногда называют «дьявольскими», потому что дьяволы— воплощения ортодоксально-злого мировоззрения. Ортодоксально-злые персонажи опасны тем, что методично плетут свою паутину зла и часто с её помощью держат в страхе и повиновении множество живых существ.
Нейтрально-злой:
У персонажа нет никаких понятий о чести и достоинстве, нет никаких принципов и заботы о репутации. Но, он не будет, например, грабить среднячка, когда рядом совсем есть богатый фермер плантаций. Выгода большая себе, получение выгоды наиболее простым способом. На пути персонажа стоит соперник? Устранить! Никаких угрызений совести или заботы о репутации. Пусть думают что хотят, кто увидел убийство - их то же убьем. Важно отличать зло, ради своей выгоды и зло ради удовольствия и просто зло ради зла. Последнее свойственно уже больше хаотично злым персонаж, чем нейтрально-злым.
Нейтральный злой Neutral Evil - служители зла и тьмы. Обман для них не значит ничего, так же как смерть спутника или соседа. Их главная цель - богатство и власть, которыми они вполне могут завладеть при определенных обстоятельствах. Нейтрально-злой персонаж в первую очередь занят собой и собственным продвижением. Он живет для себя, просто и ясно. У него нет особых возражений против работы с другими или, собственно говоря, против самостоятельной работы. Основная мотивация не столько власть, сколько личная выгода. Если есть быстрый и лёгкий путь получить эту выгоду, будь он легален, сомнителен, или очевидно нелегален, он им воспользуется. Хотя нейтрально-злые персонажи и не обладают взглядом "каждый человек для себя" хаотических персонажей, они не будут колебаться, если можно предать своих друзей и компаньонов ради личной выгоды. По сути друзей у них нет - есть партнеры или пешки, которых он использует. Их верность основана на власти и деньгах, что делает их крайне благосклонными к взяткам. Беспринципный наёмник, обычный вор, и информатор обманщик, кто предаёт людей властям ради собственной защиты и продвижения вперёд - типичные примеры нейтрально-злых персонажей, хладнокровного убийцы, который делает это из-за своих убеждений. У персонажа нет никаких понятий о чести и достоинстве, нет никаких принципов и заботы о репутации. Но, он не будет, например, грабить среднячка, когда рядом совсем есть богатый фермер плантаций. Выгода большая себе, получение выгоды наиболее простым способом. На пути персонажа стоит соперник? Устранить! Никаких угрызений совести или заботы о репутации. Пусть думают что хотят, кто увидел убийство - их то же убьем. Важно отличать зло, ради своей выгоды и зло ради удовольствия и просто зло ради зла. Последнее свойственно уже больше хаотично злым персонаж, чем нейтрально-злым.
Нейтральный злой Neutral Evil - служители зла и тьмы. Обман для них не значит ничего, так же как смерть спутника или соседа. Их главная цель - богатство и власть, которыми они вполне могут завладеть при определенных обстоятельствах. Нейтрально-злой персонаж в первую очередь занят собой и собственным продвижением. Он живет для себя, просто и ясно. У него нет особых возражений против работы с другими или, собственно говоря, против самостоятельной работы. Основная мотивация не столько власть, сколько личная выгода. Если есть быстрый и лёгкий путь получить эту выгоду, будь он легален, сомнителен, или очевидно нелегален, он им воспользуется. Хотя нейтрально-злые персонажи и не обладают взглядом "каждый человек для себя" хаотических персонажей, они не будут колебаться, если можно предать своих друзей и компаньонов ради личной выгоды. По сути друзей у них нет - есть партнеры или пешки, которых он использует. Их верность основана на власти и деньгах, что делает их крайне благосклонными к взяткам. Беспринципный наёмник, обычный вор, и информатор обманщик, кто предаёт людей властям ради собственной защиты и продвижения вперёд - типичные примеры нейтрально-злых персонажей, хладнокровного убийцы, который делает это из-за своих убеждений.
Хаотично-злой:
"Слишком мало крови, надо разрезать ему вены вдоль, ахахахаахах!!!" О, да, зло, убийство, подлость, аморальность, потому что это доставляет удовольствие. Ничто не истинно, ничто не вечно, ничто не спасет жертву от самой изощренной и болезненной смерти, если она в лапах у такого персонажа. Хаотично-злой просто не может поступать ни нейтрально, ни добро, по определению. Он не пойдет в группу, ну если только для того что бы загубить весь отряд или отвести на вражескую засаду. Вся хаотичность теряется, если персонаж в рамках какой либо организации, системы или бегает на чьих-то побегушках. Он верит лишь самому себе - остальные мишени, ступени по которым надо идти. Только убийство, только мерзость, кровь и подлость. Выпить чашу всепоглощающей власти зла до дна!!! Если он — обычный человек без особого философского мировоззрения, то он просто безжалостный и жестокий. Если же он распространяет зло в соответствии с каким-либо учением или культом, он обладает всеми вышеописанными качествами удвоенной силы.
Chaotic Evil - Служители зла, не скрывающие своей веры. Они готовы на все ради собственного ублажения и радости. Смерть и обман являются для них легкой дорогой к заветной цели. Абсолютные убийцы. Хаотичный злой персонаж делает что угодно, чтобы удовлетворить собственную жестокость, ярость и тягу к разрушению. Он порочный, непредсказуемый и с горячим характером. Кровожадный, он забирает все, что хочет. СЕ весь во власти сиюминутных мотиваций, и если ему чего-то захотелось, его не заботит то, как это отзовется на других, проблемы которых его абсолютно не волнуют. У него нет запретов, принципов или понятий о чести. Он самый лучший, а все вокруг - пыль. Может подставить ногу слепому просто чтобы посмотреть как он будет падать, сжечь собственный город, только ради самого процесса (и получаемого удовольствия от его наблюдения). Если же его мысли направлены на распространение зла, все может быть намного хуже. Все организованное, стоящее на его пути, будет уничтожено. Таких людей можно собрать вместе только силой, их лидер живет только до тех пор, пока максимально подавляет возникшие против него заговоры. Это самое опасное мировоззрение, ведущее к разрушению не только красоты и жизни, но и самого порядка, на котором красота и жизнь основаны. Сумасшедший волшебник, опустошающий всё вокруг себя, мстящий всему живому и кое-чему из неживого, хаотично-зол. Хаотично-злых персонажей иногда называют «демоническими» потому что демоны — воплощения хаотично-злого мировоззрения.